С наступлением холодов, впрочем, как и в любое время года автолюбителей волнует вопрос правильного выбора «сердца» железного коня — аккумулятора. Существует немало мифов о выборе и обслуживании этого устройства. Разобраться в сложном, но важном вопросе поможет вам наша статья.

Что такое аккумулятор?

Автомобильный аккумулятор (АКБ) – устройство, которое используется как дополнительный источник электроэнергии в бортовой сети автомобиля, при отключенном двигателе, а также для его запуска. В холодное время года к качеству аккумулятора предъявляются повышенные требования.
Основные составляющие АКБ: корпус и ячейки (банки), куда установлены пакеты свинцовых пластин (электроды). На эти пластины наносится активная масса – главный реагент в работе АКБ. Электроды разделяются сепараторами, чтобы не допустить их замыкания друг с другом.

Обслуживание

Все АКБ делятся на три категории:

  1. Обслуживаемые аккумуляторы или ремонтопригодные— устройства, пользующиеся спросом несколько лет назад, сегодня не столь популярны. Корпус АКБ из эбонита, залитый сверху мастикой. В таком аккумуляторе при замыкании пластин их можно заменить, но это мало кто делает, так как прочность у них низкая.
  2. АКБ необслуживаемые. Этот тип аккумуляторов предназначен работы в идеальных условиях.
  3. Для наших реалий самый подходящий вид аккумуляторов — малообслуживаемые. Они отличаются выгодной ценой, неплохим качеством и длительным сроком эксплуатации.

При выборе аккумулятора необходимо выяснить дату его выпуска. Как было отмечено ранее, срок эксплуатации АКБ — 3−5 лет, естественно, чем новее устройство, тем дольше оно прослужит. Кстати, этот срок начинает исчисляться не со дня установки его в авто, а с момента, когда залит электролит.

Стоимость аккумулятора прямо пропорциональна емкости его пускового тока. Чем больше емкость АКБ, тем быстрее стартер провернет автомобильный двигатель.

Габариты

Специалисты различают европейские, азиатские и американские форматы. Чаще всего популярные “европейцы” укладываются в габариты 242×175×190 мм, “азиаты” даже выглядят по-другому, они узкие и высокие: 232/173/225 мм. И хотя выбирать аккумулятор только по размеру нельзя, некоторая зависимость между геометрическими и электрическими параметрами есть – маленькая АКБ не может быть мощной.

Клеммы

Конструкция клемм влияет на совместимость аккумулятора с конкретной моделью автомобиля.
Конус – собственные зажимы отсутствуют, а в качестве креплений выступают специальные хомуты. Такая конструкция клемм применяются в машинах европейских (Euro, СНГ) и азиатских (JAP) производителей.

Обратите внимание на особенности конусных клемм:

  • Euro – толщина плюсового контакта составляет 19.5 мм, минусового – 17.9 мм. Клеммы «утоплены» в специальные ниши, что снижает риск короткого замыкания АКБ крышкой вниз или попадании на верхнюю панель различных предметов.
  • JAP – толщина плюсового контакта равняется 12.7 мм, минусового – 11.1 мм. Клеммы возвышаются над верхней панелью (крышкой) аккумулятора.
  • Винтовые (USA) – вместо хомутов используются зажимы с внутренней резьбой. Подобные клеммы используются в автомобилях американского производства.

Емкость

Одним из главных критериев выбора является, конечно же, емкость аккумулятора, которая показывает, какое количество электроэнергии способна накопить АКБ за один полный цикл зарядки. Некоторые специалисты утверждают, что данный параметр должен превышать указанную норму в инструкции автомобиля как минимум на 10%, однако не рекомендуется брать аккумулятор со слишком высоким показателем по сравнению с необходимым. Лишний резерв энергии останется неиспользованным и никак не повлияет ни на качество, ни на длительность работы аккумулятора. Также не имеет смысла покупать аккумулятор с емкостью меньшей, чем требуется, поскольку работа всех систем Вашего автомобиля рассчитана на определенное питание.

Пусковой ток

Также необходимо обратить внимание на предельное количество тока холодного запуска — пусковой (стартовый) ток. Пусковой ток аккумулятора — это способность аккумулятора отдавать определенную мощность заряда на протяжении 30 секунд при температуре -18 °С. Батареи с более высоким показателем холодного тока при равенстве всех прочих критериев являются более предпочтительным вариантом в условиях пониженных температур. От того насколько высок данный показатель напрямую зависит выходная мощность аккумулятора, характеризующая его способность быстро запускать холодный двигатель.

Стандарты пускового тока:

  • европейский (EN) – разрядка до 7.5 В в течение 10 секунд;
  • немецкий (DIN) – разрядка до 9 В в течение 30 секунд;
  • американский (SAE) – разрядка до 7.2 В в течение 30 секунд.

Полярность

Полярностью называется расположение клемм на аккумуляторе (определяется по «плюсовой» клемме). Клемма со знаком «+» располагается либо слева (для авто производства стран СНГ), либо справа (для машин, сделанных в Европе). Встречаются и универсальные модели, которые изготавливаются как с левым, так и с правым плюсом (некоторые азиатские автомобили).

В народе широко используются такие названия полярности: прямая («+» слева), обратная («+» справа).

Дата выпуска

Средний срок использования АКБ не превышает 5 лет. Это значит: чем меньше прошло времени с момента изготовления, тем дольше он проработает. Помните, что срок эксплуатации аккумулятора отсчитывается с момента заливки в него электролита, а не с начала его использования по назначению.

Советы по выбору

  • Не стоит приобретать АКБ на автомобильных рынках и магазинчиках, лучший вариант – покупка устройства в специализированном магазине. Отдавайте предпочтение известным брендам, гарантирующим качество своей продукции. Не экономьте на АКБ, ведь она приобретается на несколько лет.
  • Осмотрите аккумулятор: на корпусе не должно быть шероховатостей, повреждений (в том числе вмятин, трещин, сколов) и загрязнений. Хорошо, если АКБ будет в заводской упаковке.
  • На корпусе обязательно указывается страна-производитель, завод-изготовитель и дата изготовления АКБ, а к самому устройству прилагается технический паспорт.
  • Срок гарантии на аккумулятор: минимум – 6 месяцев, известные бренды дают гарантию на 1-3 года.
  • Красноречивая деталь – защитные колпачки, которые в поддельных устройствах не встречаются.
  • Если приобретаете залитый аккумулятор, обратите внимание на уровень электролита: в качественных АКБ он закрывает верхний край пластин.
  • Желательно замерить напряжение АКБ мультиметром: оно должно составлять 12.6 В. Если этот параметр ниже, аккумулятор старый или испорченный.