Кондиционер в автомобиле требует больших энергозатрат, так как он имеет сложную систему сжатия и охлаждения рабочего газа. По этой причине компрессор кондиционера подключается к выходному валу двигателя с помощью ременной передачи. При старте мотора включается и кондиционер: его электронная система управления посредством муфты активирует компрессор. При этом требуется немалое усилие, поэтому момент старта компрессора всегда ощущается в автомобиле. На холостых оборотах хорошо видно, как стрелка тахометра немного падает и машина еле заметно вздрагивает. Затем электроника изменяет настройки и мотор добавляет газу. Это компенсирует энергопотери на климатическую установку.

Кондиционер охлаждает салон, водителя и пассажиров в жаркие летние дни и пока лучшего способа довести температуру до комфортного уровня не придумано. Однако часто у водителей возникает один важный вопрос: что делать с этим агрегатом, если охлаждение салона происходит через опущенные окна?
Как показывают замеры, кондиционер потребляет примерно 0,5 литра топлива в час, что равно почти 10% от потребления 1,6-литрового атмосферного двигателя на трассе при скорости в 90 км/ч.

Эти цифры, на фоне общего расхода, кажутся и небольшими, однако не стоит забывать, что при работе компрессор кондиционера потребляет не только бензин, но и приемистость. Это приводит к тому, что потери в мощности двигателя составляют примерно 10%, что для динамики очень даже существенный показатель.

Все дело в том, что кондиционер “крадет” момент у двигателя, когда тот работает при самых критичных режимах. Пик момента наступает на 3800 об., а компрессор кондиционера активируется уже при 800 об. Другими словами максимальное энергопотребление климатической установки происходит в режиме минимальной отдачи мотора, когда доступно лишь 50-60% момента. Возникает чувство, что двигатель работает на пределе и может в любую секунду заглохнуть.

Помимо этого, при езде на высшей передаче со скоростью 70-90 км/ч двигатель также работает в экономном режиме и при этом он тратит энергию еще и на раскручивание тугого компрессора, а это как мы помним, до 10% своего потенциала.

Особенно это заметно у автомобилей с атмосферными двигателями, у которых на 1000-1500 об. доступно лишь 65-75% момента. Пик же момента у таких авто отодвинут на зону 3800-4000 об. Ко всему же в жару таким двигателям еще не хватает и воздуха.

У двигателей с турбированными 4-цилиндровыми агрегатами пик момента достигается уже на 1500 об., поэтому они справляются с кондиционером лучше. Но и такие двигатели заметно “проседают” при полной нагрузке компрессора в очень жаркую погоду.

Потеря 10% мощности становится заметной на скорости свыше 50 км/ч, особенно когда происходит переход на высшие ступени механической коробки. Например, автомобиль на пятой ступени может уверенно ехать и на 60 км/ч, но с работающим кондиционером он будет хуже реагировать на плавные разгоны. Другими словами, эластичность двигатель сильно снижается и он не может справиться с плавным ускорением при заявленном производителями потреблении топлива.

Это вынуждает сильнее нажимать на педаль акселератора и пришпоривать машину, из-за чего и происходит большее потребление топлива, чем заявлял производитель. Зачастую во время такого “газования” водители включают третью ступень коробки, при этом двигатель раскручивается до 3-4 тысяч оборотов и сжигает лишнее топливо. И здесь уже неуместно говорить о 10% росте потребления: в такие моменты можно легко израсходовать топлива на 50% и даже на 100% больше.

В общем, при движении на скорости 60-70 км/ч кондиционер отбирает мощность у двигателя наиболее сильно на автомобилях с механическими 5-ступенчатыми коробками.

На автомобилях же с автоматической коробкой передач и оснащенными более продвинутыми климатическими установками этот эффект заметен слабее. Этому способствует режим «ЭКО», при котором кондиционер деактивируется при разгонах. Кроме того, у этих автомобилей 6-ступенчатые и 7-ступенчатые автоматические коробки и роботы «нарезаны» чаще, и их передаточные отношения на низах дают возможность компенсировать потери мощности в указанном диапазоне скоростей.

И все же езда с кондиционером очень удобна, даже несмотря на рост потребления топлива. Легкая прохлада помогает расслабиться и сконцентрироваться на дороге, но, как говорится, за все нужно платить и пожертвовать во имя комфорта 10% мощности вполне допустимо.

Если вы хотите максимально экономить и ездите со скоростью в пределах 70-90 км/ч, то кондиционер можно и отключить. Но при этом не рекомендуется открывать окна, так как возникшие турбулентности увеличивают аэродинамическое сопротивление кузова, машина замедляется и приходится жать на педаль газа даже сильнее, чем при работающим кондиционере.