
Если проколото одно колесо, то проблем у большинства водителей не возникает вовсе: просто проколотое колесо заменяют запаской или «докаткой». Но если пробито два или даже три колеса, то их мгновенно заменить невозможно. Многие находят выход, использую компрессор: просто накачивают воздух в колеса, ведь небольшая дырка пропускает воздуха меньше, чем компрессор закачивает внутрь покрышки. Таким образом можно поднять давление в колесе до приемлемого уровня и кое-как доехать до шиномонтажа, пока в покрышке есть воздух.
Однако если порезан корд, то дырка становиться еще больше под напором воздуха, и тогда покрышка совсем не в состоянии выдержать давление. Что же происходит с резиной в этот момент?
Упругость шины при циклических нагрузках, которые возникают при движении с нулевым давлением, быстро теряется. Диск сильно придавливает резину к асфальту и начинает резать ее. Также возникают непредвиденные нагрузки в горизонтальной плоскости, которых нет в накачанном колесе. Диск вытягивает резину, корд рвется и вместе с ним деформируются внутренние волокна материала. В итоге шина «сжевывается».
Если снять шину с колеса и заглянуть внутрь, то заметна черная пыль. Это остатки поверхностного защитного слоя. Если этой пыли немного, то колесо еще можно реанимировать, но если ее очень много и она везде, то, скорее всего, покрышку необходимо будет утилизировать. При накачивании колеса в местах повреждений появляются грыжи и такую покрышку ни в коем случае нельзя эксплуатировать. Чтобы получить такие повреждения корда достаточно проехать всего пару сотен метров.
Если же ехать на спущенном колесе на скорости до 30-40 км/ч, то пустая покрышка просто слетит с диска и будет бить по асфальту и бортам автомобиля. Возникает риск поцарапать лакокрасочное покрытие или даже помять металл кузова. В худшем же случае на неровностях погнется или лопнет диск. По этой причине любое движение допускается лишь на накачанных колесах, за исключением специализированных шин Run Flat с жесткими боковинами. Эти шины рассчитаны на работу в полностью спущенном состоянии и позволяют проехать до 80 км, однако они встречаются только на дорогих премиальных автомобилях.
Опытные владельцы джипов при проезде препятствий на бездорожье обычно сбрасывают давление в колесах до 0,5 атм, что позволяет проехать на небольшой скорости расстояние в несколько километров. Однако езда на длинные дистанции таким образом крайне не рекомендуется, так как шина быстро изнашивается: стирается ее боковой протектор.
Водители с большим опытом вождения не ездят с проколами. Они оперативно бегут в магазин запчастей за ремкомплектом, в который входят жгутики и специальное шило для установки. Такой жгутик может без проблем заткнуть прокол и дать возможность накачать колесо до рабочего давления, а потом уже можно спокойно отправляться в сервис. Жгутики могут выдерживать штатное давление в 2,2 атм.
Если же ремкомплекта под рукой нет и его раздобыть не удается, то можно использовать толстый саморез, какие используются в быту для крепления деревянных панелей, и закрутить его в дыру. Саморез не даст воздуху выйти и с ним можно проехать не одну сотню километров. При этом он выдерживает давление на уровне 1,5-1,9 атм.
А если к тому же перед установкой обмазать саморез герметиком и предварительно ввести его в прокол, то можно повысить давление до 2,2 атм, что даст возможность автомобилю доехать до любой станции шиномонтажа.