В нашей сегодняшней статье вы узнаете, правда ли, что можно убить свой автомобиль при случайном переключении коробки на задний ход.

Для большинства автомобилистов не секрет, что неправильное переключение коробки передач может привести к серьезным поломкам трансмиссии. Именно поэтому молодому водителю, который впервые садится за руль и берется за рычаг коробки передач, бывает так часто достается по рукам за каждую оплошность от наставников и инструкторов.

На сегодняшний день на рынке присутствует большой выбор различных трансмиссий: и классические ручные коробки двухвальной системы, и гидромеханические автоматы, и бесступенчатые вариаторы и даже суперсовременные преселективные роботы с двумя сцеплениями. Разумеется есть у каждой из этих коробок и слабые места. Однако самыми распространенными трансмиссиями являются механические и автоматические трансмиссии. Давайте их и рассмотрим.

Механическая трансмиссия

Положение заднего хода на многих ручных пятиступенчатых коробках выставлено после высшей ступени и это порой приводит к тому, что водитель иногда промахивается рычагом мимо нужных пазов и на скорости попадает в задний ход. Особенно часто это происходит на старых агрегатах с разношенной кулисой без фиксаторов при переключении с «пятой» на «четвертую». При этом раздается сильный хруст и треск.

Однако в реальности очень трудно включить задний ход на высокой скорости, так как конструкция механической коробки передач не позволяет этого сделать. Три вала, входящий, промежуточный и выходной, позволяют зацепление и передачу момента с помощью зубчатых шестерен. При этом воткнуть в вал с шестернями, который вращается с высокой скоростью в одном направлении с ними, другую шестерню, отвечающую за задний ход, невероятно трудно. Полноценного зацепления не произойдет. Чтобы зацепление произошло, необходимо сначала остановить вращение выходного вала и только тогда переводить рычаг в режим R. Это касается механических коробок без синхронизаторов на заднем ходе и защитных стопорных устройств.

Некоторые коробки сейчас снабжены синхронизаторами холостого хода, которые облегчают зацепление шестерен. Но даже с ними случайная активация заднего хода не возможна. Синхронизаторы оснащены специальными замками, которые нужно продавливать при переводе селектора в R.

Подобное включение возможно только, если водитель обладает недюжинной силищей, а автомобиль имеет трансмиссию с шестернями со сточенными зубьями. Тогда есть вероятность, что они попадут в зацепление. Такое включение приведет к поломке кулисы, выкрошит шестерни или погнет тяги. После этого передачи и вовсе перестанут включаться и автомобилю будет прямая дорога на станцию технического обслуживания.

Автоматическая трансмиссия

У автоматических трансмиссий передача крутящего момента происходит за счет планетарных рядов, которые всегда находятся в зацеплении. Таким образом активация заднего хода на высокой скорости у такой трансмиссии конструктивно возможна. Чтобы этого не произошло, производители стараются максимально защитить эти трансмиссии от случайного перевода в R.

Селектор, как и на саму коробку, оснащают обычно стопором. Однако активация реверса возможна при сильном продавливании рычага, что граничит с его поломкой. Вал начинает вращаться в обратную сторону, и дальше все зависит от надежности механики: если автомат рассчитан на то, чтобы выдерживать большой момент, то он провернет вал в обратную сторону и на высокой скорости. Но это касается в большей степени мощных пикапов и внедорожников с продольным расположением трансмиссии и мотора.

Автомат легковых же машин рассчитан на меньший крутящий момент, и при активации заднего хода на высокой скорости можно повредить механику переключения ступеней. Если с силой нажать на рычаг, то автомат, пытаясь перейти в R, начнет хрустеть и подергиваться. Автомобиль некоторое время будет еще ездить, однако коробка потребует дорогостоящего ремонта.

Появление электронного управления существенно повысило безопасность автоматов. Благодарю этому механическая связь рычага кулисы с трансмиссией отсутствует и все команды на включение того или иного режима происходят по проводам. Всю информацию о работе мотора, о скорости машины и о других параметрах движения получает блок управления, который полностью контролирует и все команды. Он не станет активировать задний ход, даже если рычаг переставить в R. Коробка просто перейдет в нейтраль.