Торможение двигателем пользовалось большой популярность в прошлом веке, чтобы сберечь тормозные колодки и продлить им жизнь. В горных районах вождение с включенной передачей было необходимо из-за частых уклонов и резких поворотов. При длительном сдерживании автомобиля под уклон только педалью тормоза, колодки быстро перегревались и стирались и приходилось ездить на пониженной передаче под сброс газа. В общем, торможение двигателем было очень удобным и эффективным.

Время идет и технический прогресс не стоит на месте. Автомобилестроение заметно шагнуло вперед, однако торможение двигателем не потеряло актуальности и в наши дни, ведь с его помощью можно продлить жизнь колодкам и дискам. Однако из-за массового использования автоматических трансмиссий требуется делать поправки в процессе их эксплуатации.

Конструкция автомата устроена сложно: в нем есть планетарные ряды, масляный насос, фрикционные системы переключения ступеней, гидротрансформатор, который и отвечает за связь автомата с двигателем. В силу своих особенностей автомат проигрывает по долговечности простой механической коробке, но тормозить автоматом все же можно, хотя и не настолько эффективно как механикой.

Гидротрансформатор оснащен двумя внутренними турбинами, которые закрыты в резервуаре с маслом и прямой механической связи не имеют. При вращении одного колеса с лопатками, оно гонит масло по кругу, которое в свою очередь раскручивает и другое колесо. Так и передается момент.

При разгоне происходит блокировка гидромуфты, а валы синхронизируют вращение, благодаря чему тяга передается напрямую. Однако при торможении мотором деактивация блокировки происходит на скорости примерно 50-60 км/ч и включается масляный демпфер, сглаживающий нагрузки. Гидромуфта, в не зависимости от величины нагрузки на коробку, уменьшает ее и тем самым бережет автомат от повреждений. В силу этого сглаживания машина замедляется заметно медленнее, чем автомобили с механикой.

Кроме того, не на всяком автомате можно принудительно переключить передачи. На старых коробках принудительно сбросить ступень просто невозможно. В современных же коробках ручное переключение возможно, но из-за наличия ступеней со слишком «длинными» передаточными числами замедление происходит крайне медленно. Автомат просто живет своей жизнью. При избыточной скорости электроника не позволит принудительно включить первую передачу.

Из-за вышеописанного процесс торможения двигателем на автомобилях с автоматом похож на езду с полувыжатым сцеплением: вроде бы и передача включена, и мотор работает, а автомобиль замедляется недостаточно эффективно и все быстрее катится вниз. Приходится помогать педалью тормоза.

В общем, на машине с автоматом можно тормозить мотором, но при этом автомат достаточно умен для того, чтобы защитить себя от поломок. Кроме того, гидромуфта снижает нагрузки, которые поступают через колеса в трансмиссию, из-за чего повредить узел ездой под уклон невозможно. Но устроен гидроавтомат таким образом, что им просто не нравится тормозить из-за низкой эффективности. Гораздо эффективнее использовать педаль тормоза.