
Мануальный режим «автомата» маркирован буквой М сбоку от основного хода рычага и дополнительно помечен еще символами «+» и «-», которые показывают, куда необходимо качать селектор для принудительного переключения ступеней. Если на невысокой скорости толкнуть ручку в прорезь с маркировкой М, то коробка зависнет на активированной ступени и будет удерживать ее в пределах от 1000 до 5000 оборотов.
У многих автомобилей, которые имеют спортивную комплектацию, автоматические коробки снабжены еще и подрулевыми лепестками, которые служат для упрощения процесса управления. При активации левого лепестка активируется пониженная ступень, а при активации правого — повышенная. Таким образом можно выбрать для себя оптимальный режим оборотов для езды.
Мануальный режим используется в первую очередь для активного драйва. Благодаря этому режиму можно принудительно удерживать обороты двигателя свыше 3500, что дает максимальную мощность и тягу. Мануальный режим позволяет активно зайти в поворот и тянуть машину газом на третьей передаче из виража. Однако на длинных спусках использование «автомата» в мануальном режиме почти не дает результатов. Дело в том, что водители на большинстве автомобилей с «механикой» стараются использовать двигатель для торможения во избежание перегрева колодок. Особенно это актуально в горах. На уклонах водители включают вторую или третью передачу и убирают ногу с педали тормоза. Автомобиль едет под горку с постоянной скоростью и экономит таким образом и топливо, и ресурс колодок. При этом механической коробки не наносится вреда, так как пакет сцепления отлично справляется с высоким крутящим моментом, а шестеренки не сильно греются под нагрузкой.
Однако с «автоматом» иная картина, так как при движении под уклон «автомат» не позволяет активно тормозить мотором. Если принудительно активировать третью передачу, то автомобиль не будет двигаться на постоянной скорости. Машина продолжит медленно разгоняться и по достижении стрелки тахометра пятитысячной отметки электроника просто заставит коробку переключить передачу вверх. Ускорение продолжится с новой силой и придется тормозить уже педалью. Дело в том, что «автомат» обладает другой конструкцией, отличной от «механики». Планетарные ряды и фрикционные механизмы «автомата» хуже держат ненормативные нагрузки и подвержены перегревам. Но больше всего страдает гидротрансформатор, для которого перегрев может быть смертелен. Некоторые бюджетные машины ради удешевления трансмиссии имеют несколько упрощенную систему охлаждения. Предполагается, что автомобиль не будет часто подвергаться поездкам под нагрузкой.
Помните, что если часами гонять автоматическую коробку с гидротрансформатором, имитируя при этом работу механической трансмиссии, то ресурс узла будет заметно снижаться. В общем, мануальный режим лучше оставить для временных поездок по рыхлому снегу или по грязи, когда нужно «пришпорить» машину газом.