Мастерство некоторые раллийных пилотов, выступавших в восьмидесятых годах на отечественных заднеприводных машинах, достойно порой восхищения: эти асы автомобильной езды умели так раскачивать свой автомобиль на ровной дороге, что перепрыгивали колесом через спичечный коробок. Они же, опять таки используя свое мастерство, во время гонок в степи перепрыгивали колесом через яму, образованную весенними дождями. Элементы этой методики можно эффективно использовать для сохранения колес и амортизаторов при проезде ям на асфальтовых дорогах.

Движение автомобиля нужно рассматривать с точки зрения теоретической механики как движение целой системы, в которой действует множество внутренних сил. Эта система имеет свой центр масс не всегда и не у всех с расположением точно в середине кузова. В зависимости от характера перемещения центра масс и ведут себя многие составляющие части. Если он замедляется, то нагрузка на передние колеса заметно больше, чем на задние.

Например, если резко и сильно нажать на педаль тормоза, то машина под действием сил инерции присядет на передок и сожмет пружины в подвеске. Ход подвески сильно выработается, и если в этот момент колесо наткнется на острые края ямы, то амортизаторы не погасят энергию удара и она жестко ударит по элементам шасси. Другими словами сила удара просуммируется с силой торможения. При этом первой жертвой могут стать колеса, ведь при возникновении запредельных нагрузок покрышки часто не выдерживают и лопаются, а диски гнутся. Поэтому на кочках и непосредственно на ямах тормозить не рекомендуется.

При наезде на яму лучше действовать наоборот и просто отпускать педаль газа. Это дает машине возможность преодолеть разбитый участок поступательно, а амортизаторам подвески — принять удар во всеоружии.

Для еще большего увеличения хода передней подвески водители со стажем на переднеприводных машинах даже немного газуют на кочках, что приводит к обратному процессу. Происходит ускорение центра масс, который придавливает корму, а передок при этом разгружается. В этот момент капот немного приподнимается над землей. Амортизаторы еще больше освобождают штоки и могут гасить энергию ударов большей силы.

Начинать тормозить необходимо задолго до ям. Если вы видите впереди яму, то лучше сразу сильно нажать на тормоза вплоть до активации АБС, чтобы максимально замедлиться. А за 5-7 метров до ямы, какой бы ни была оставшаяся скорость, отпустите все педали и проедьте через проблемный участок накатом. Поверьте, проехать по яме на скорости в 70 км/ч гораздо безопаснее, чем влететь в нее на скорости 45 км/ч, полностью выжав при этом тормоза, и с колесами на грани блокировки.

Однако при проведении такого маневра нужно всегда помнить о его безопасности. Если впереди на ямах уже затормозил и начал медленно преодолевать их грузовик, то лучше гасить скорость любыми возможными способами. Ведь лучше потерять колесо на яме, чем расплющить нос.