Современный двигатель — это точный и сложный механизм и как любой другой точный механизм, двигатель чувствителен к уровню масла и требует для бесперебойной работы строго определенное его количество.

Современные моторы имеют сложную систему смазки, которая одинаково боится как дефицита, так и избытка смазочных жидкостей. Мелкие каналы, витиеватые патрубки и протоки системы смазки эффективно работают только под предписанным давлением. Особенно актуально это для турбированных агрегатов, имеющие небольшие камеры сгорания и систему регулировки фаз газораспределения. Прокачивает масло через эти устройства насос.

В результате масло активно работает и при быстрой езде его уровень снижается. Часть масла попадает в камеры сгорания и после сгорания вместе с газами — в атмосферу. Нормативы предписывают допустимый расход 1 л масла на 1 тыс. км при работе двигателя на высоких оборотах.

Современные двигатели имеют электронные датчики уровня масла, которые при его нехватки сообщают об этом на панель приборов. На старых машинах уровень масла контролируется вручную с помощью металлического щупа. При обнаружении дефицита масла необходимо срочно долить его.

Выгоднее всего покупать большие канистры масла объемом 4 литра: они дешевле. Однако ими пользоваться неудобно, так как можно легко залить в мотор гораздо больше масла, чем требуется, а это чревато проблемами.

При избытке масла возникает опасность резкого повышения давления в системе смазки. На высоких оборотах масло работает как гидравлическая жидкость и повышает давление в проблемных местах патрубков. Оно перестает правильно циркулировать. В итоге происходит повреждение мягких прокладок и сочленений деталей: они выдавливаются, трескаются и текут. Для восстановления герметичности требуется разобрать часть мотора и заменить сальники, что дорого и трудоемко.

Поэтому к доливу масла необходимо подходить с большой ответственностью. Не менее чем за полчаса до долива мотор необходимо заглушить и оставить в покое. Нужно дождаться, пока имеющееся масло соберется в картере и охладится, а затем проверить щупом показания бортового компьютера. Если уровень масло действительно ниже разрешенной границы, то нужно аккуратно долить его.

А что делать, если в систему было залито литра полтора или два сверх меры?

Чтобы удалить излишки масла, можно воспользоваться старым проверенным способом. Для этого необходима медицинская трубка от капельницы и обычный одноразовый шприц. Медицинскую трубку вводят в проход щупа таким образом, чтобы ее один конец вышел в поддон картера, а другой вылез наружу. Далее нужно плотно воткнуть в свободный конец шприц и использовать его, как насос. После каждого всасывания необходимо пережимать трубку, чтобы поднимающееся масло не падало вниз, отсоединять шприц и возвращать поршень на место. После того как трубка заполнится, можно всасывать масло уже в шприц и излишки масла понемногу выливать обратно в канистру. Процедура довольно затратная по времени, но позволяет слить излишки дозированно без посещения мастерской.

Можно слить масло гораздо быстрее через штатное отверстие в картере, используя эстакаду. В этом случае масло придется удалять полностью и собирать в пустую канистру или в банку, а затем снова залить его в двигатель согласно предписаниям в инструкции.