
Прогорят ли клапаны у старых агрегатов, если залить в них бензин с высоким октановым числом, предназначенного для мощных современных моторов? Давайте выяснять.
Раньше, когда было большое количество некачественных сортов топлива, бытовала молва о том, как высокооктановый бензин буквально «прожигал клапаны» и выводил из строя катализатор и кислородные датчики. Чтобы получить эти неприятности, достаточно было заправиться всего один раз. Виной этому был токсичный тетраэтил свинца, который представляет собой химическую добавку с высокой температурой сгорания и лет 20 назад использовался для повышения октанового числа. Такой бензин имеет название этилированный и используется только для специально подготовленной техники. Кроме того с этим бензином нужно было обходиться осторожно, так как пары тетраэтила свинца ядовиты и вызывают головную боль, тошноту и приводят к потере координации движений.
Однако этилированное горючее имело и преимущества. Входящие в его состав железосодержащие присадки значительно улучшали характеристики бензина и заметно повышали его теплотворную способность. Топливо сгорало при большей температуре, что приводило к росту мощности мотора и увеличению его крутящего момента. Благодаря использованию 98-ого бензина отклики на педаль газа были активнее и росла приемистость автомобиля.
Но из-за высокой теплотворной способности требовалась специальная подготовка мотора под эксплуатацию на этом топливе, суть которой состояла в том, чтобы внести в конструкцию небольшие изменения, предотвращающие повреждения клапанов.
В наше же время для повышения октанового числа применяют кислородосодержащие компоненты метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) и трет-амил-метиловый эфир (ТАМЭ), которые обеспечивают детонационную стойкость топливовоздушной смеси. Другими словами, эти добавки отвечают за способность этой смеси сопротивляться преждевременному взрыву в камерах сгорания.
Теплотворной способностью кислородосодержащие эфиры не обладают. Они лишь отвечают за правильное сгорание топлива при заранее рассчитанном давлении. Таким образом неэтилированное топливо с более высоким октановым числом не выделяет при сгорании заметно большей энергии, а только лишь выполняет функцию защитника двигателя от вредных детонаций.
Разница в динамике у 98-го бензина по сравнению с АИ-95 практически неощутима. За счет лучшего сгорания смеси по сравнению со бензином АИ-95 класса Евро 4 изменения крутящего момента колеблются в районе 3%.
Это же касается и старых атмосферных агрегатов, имеющих степень сжатия меньше 10 и конструктивно рассчитанных на АИ-92. Использование 98-го бензина не вызывает у них ощутимого прироста в мощности.
В результате, не получая ожидаемого эффекта, водители возмущаются, мол, “современный бензин стал хуже”, но при этом они забывают, что динамика автомобиля зависит не от топлива, а от конструкции двигателя.
Лить в старый мотор передовое топливо в надежде увеличить его мощность — дело сомнительное: он всего равно не сможет реализовать его потенциал. Но и вреда для старых клапанов и поршней от современного 98-го бензина тоже не будет.
Зато современный АИ 98 имеет один очень положительный эффект: благодаря содержанию в нем моющих присадок происходит очистка мотора от застарелых отложений в камерах сгорания и при продолжительном использовании «моющего» бензина характеристики мотора постепенно возвращаются к паспортным значениям. Двигатель омолаживается.